Холодный ветер апельсинового рая | Фотошкола ZOOM

Холодный ветер апельсинового рая

Владислав Соколов / 10.03.2010visibility5

В очередной раз выбирали, куда поехать на Новый год, чтобы не очень дорого, относительно тепло и достаточно колоритно. Перерыв полмира, мы выбрали довольно-таки непопулярную у среднестатистического туриста страну со сказочным названием Марокко — страну, более известную россиянину по ромбовидной этикетке с надписью «Moroc» на апельсинах-мандаринах.

Люди, побывавшие там, в основном ограничивались лишь Агадиром, городом-курортом со множеством отелей, и широко разрекламировавшим себя Марракешем, являющимся для многих воплощением Марокко. Мы же хотели чего-то необычного. И вот самый сложный этап поездки позади, билет до Касабланки авиакомпанией Люфтганза на руках. Начался нудный отчёт времени до старта нашего путешествия. У нас было всего три недели на знакомство, и за это время мы надеялись охватить если и не всю страну, то по крайней мере большую её часть.

Безоговорочно было решено по приезду сразу брать машину на прокат и ехать по часовой стрелке через знаменитый на весь мир своей мединой Фес, пересечь Атласские горы, доехать до пустыни Мерзуга, что находится на границе с Алжиром, далее через знаменитые ущелья Тодра добраться до города Варзазат, который ещё называют «Ворота пустыни», и проехать через Айт-Бен-Хадду, отлично показанный в фильме «Гладиатор». Финальную точку мы решили поставить в городе Эль-Аюн, который находится в Западной Сахаре, государстве, находящемся под юрисдикцией Марокко. Вернуться же планировалось по атлантическому побережью. На этом в принципе наша подготовка и закончилась.

Ничего заранее не бронировав, кроме отеля на два дня в Касабланке, и ни с кем не списываясь, 30 декабря мы оказались в самолёте, следовавшем по маршруту Москва-Франкфурт-Касабланка. Перелёт прошёл гладко и ничем необычным не запомнился. Таможенные формальности, и вот мы в Марокко. Было почти уже 11 часов ночи; сев в такси, мы отправились в отель.

Ночью Касабланка не впечатлила. Наутро мы запланировали обследовать город и дойти до набережной, на которой находится Великая мечеть Хасана II, вторая по величине после «Запретной мечети» в Мекке, но зато с самым высоким, 210-метровым минаретом. А ещё мы хотели найти контору по аренде автомобилей. В целом Касабланка нам понравилась: туристов немного, на центральных улицах достаточно чисто. Медина в Касабланке хоть и небольшая, но довольно-таки уютная, со своим колоритом, неплохим старинным фортом и практически полным отсутствием приставал и прочих зазывал, так надоедавших в туристических местах.

Люди, которые нам попадались в Касабланке, были вежливы и обходительны с нами; несмотря на полное незнание французского языка, мы ни разу не столкнулись с непониманием или безразличием к нашим вопросам или проблемам. Это, кстати, касается не только Касабланки, но и всех мест, где мы побывали в Марокко. Машину также не составило проблем найти, несмотря на то, что было 31 декабря. Этой счастливицей оказалась Dacia Logan (аналог Рено Логан). Машина была практически новая, три месяца от роду. И стоила нам 40 долларов в день.

И вот мы уже на выезде из Касабланки по направлению к первой остановке нашего путешествия — городу Мулай Идрисс, около которого находятся развалины некогда великого римского города Волюбилис; это был самый юго-западный город Римской империи. До наших дней сохранились триумфальная арка, часть форума и мозаика. В общем, рекомендую — особенно будет интересно фотографам, так как с Волюбилиса открывается красивый вид. После осмотра развалин мы отправились в город Фес, где находится старейшая медина Фес эль-Бали, которая к тому же является одной из крупнейших пешеходных зон мира. И в которой мы просто должны были переночевать.

На Фес по плану был выделен всего один день, и это было нашей ошибкой: мы совсем забыли про погоду — она такая постоянная на побережье и такая непредсказуемая ближе к горам. Так что впечатления нам подпортил непрекращающийся ливень. Однако Фес — очень красивый город, и мы обязательно к нему вернёмся в следующую нашу поездку. Утро; мы двигаемся дальше, нас ждут горы Атласа, а также сюрприз, который чуть было не внёс свои коррективы в нашу поездку. Ближе к горам растительности появляется всё больше и больше, и контраст после пустот равнины радует глаз.

Чем выше мы поднимаемся, тем больше мы замечаем на ветвях деревьев снега. Поначалу это нас даже забавляет, Африка и снег — вещи, плохо сочетаемые. С каждым километром снега становится всё больше, и он лежит не только на ветвях деревьях, но уже и вдоль дорог. Потихоньку снежное покрывало залезло на дорогу, тем самым заставив нас поволноваться. Кто знает, поймёт, как трудно ехать на летней резине в горах зимой, да ещё и вверх. Но мы все равно двигались вперед, пока не пошёл... снег. Он валил огромными и плотными хлопьями, которые очень быстро застилали дорогу и затрудняли вид. И где-то под городом Тимахдит мы встали в огромную пробку, состоявшую в основном из грузовиков, впереди которой маячил закрытый шлагбаум.

В Фесе не советую брать гидов для посещения медины; просто запаситесь временем, хорошей картой и настроением. Много пишут, что можно заблудиться, но у вас же есть язык, а люди в Марокко, как я уже говорил, всегда помогут. Но если вы всё-таки решили взять гида, то сразу оговорите, чтобы он вас не таскал по магазинам, аптечным лавкам, кожевенным и ковровым предприятиям. Пустая трата времени, плюс вам будут навязывать товары той лавки или фабрики, куда вас привезут, и всё по завышенным ценам.

Информация по поводу закрытия дороги была противоречивой; кто-то говорил, что откроется дорога только завтра кто-то говорил, что пока не закончится снег, но тем не менее все продолжали стоять и ждать чуда. И через примерно два часа чудо пришло в лице огромного грузовика-грейдера. Знаками нам дают понять, чтобы мы объехали грузовики и встали практически вначале, сразу за парой-тройкой машин. И вот снова в пути, такая снежная завеса, не видно даже стоп-сигналов впереди идущей машины, от белого цвета устали глаза, скорость движения не более 20-30 км/ч. Так мы ехали ещё около двух часов. Пока, наконец, не остановились, как стало понятно, уже надолго.

Это была маленькая деревушка на высоте около 3000 м. Сплошняком покрытая снегом, небольшая дорога, проходящая через деревушку, была наглухо забита грузовиками и автобусами. Температура за бортом была −8°С, мы же были в лёгкой одежде, совершенно неготовые к такому повороту событий. Так как дорога оказалась полностью закрытой даже в обратную сторону, нам ничего не оставалось, как найти ночлег в этом месте. Нам был выделен небольшой домик, больше походивший на летнюю беседку. В нём было дико холодно, и даже наличие небольшой печки не внушало оптимизм. Совет всем на будущее: запланировав путешествие через горы по Марокко в декабре-январе, не забудьте зимние вещи, как это бы парадоксально не звучало.

Температура ночью опустилась до −20°С, но утро было сказочным. Вся земля и окрестные горы были покрыты снегом — грузовики, рекламные доски, деревья — всё вокруг было покрыто снежной шапкой. Контраст белого снега подчёркивало голубое небо с полным отсутствием облаков. Замёрзнув за ночь, но не потеряв веру в удачу, мы сели в машину, включили печку на полную мощность и двинулись дальше. Дорогу, к счастью, уже расчистил утренний грейдер. На этот раз дорога шла вниз с горы, с небольшими серпантинами и полностью обледенелым покрытием.

К счастью, попутных и встречных машин практически не было, а как ездить в горах, многие и так знают. Вот несколько советов: тормозить желательно, переключаясь на пониженную передачу; любители повтыкать нейтралочку на прямых или с горы — забудьте о своём увлечении, а то улетите; если уклон вверх сильный — попробуйте тронуться со второй передачи, если же уклон сильный вниз, чуть зажмите ручником задние колёса, не блокируя их, переключитесь на вторую или первую и, не нажимая резко на газ, плавно езжайте.

Несколько советов по съёмке: Марокко мусульманская страна, люди не очень довольны, когда их фотографирует чужак, особенно это касается женщин. Так что всегда спрашивайте разрешения или просто подружитесь с человеком, и он сам вам будет охотно позировать. Ну, а если уж очень хочется, а времени на разговоры нет, то просто воспользуйтесь длиннофокусной оптикой. Дети охотно позируют за конфеты и прочие сладости, но не давайте им денег, не балуйте их. При съёмке пейзажей в пустыне и в горах желательно пользоваться поляризационным фильтром и штативом. Уважайте законы ислама, в некурортных городах не одевайтесь вызывающе (особенно это касается женщин), не употребляйте спиртные напитки отрыто на улице. Не спорьте с полицией. Лучше приготовьте им маленькие подарки — авторучки, блокноты (этот совет больше относится к отдалённым городам). На дороге всегда пропускайте верблюдов. И выучите пару-тройку слов на местном языке — это всегда расположит к вам собеседника (впрочем, это касается почти всех стран).

С каждым километром снежное покрывало становилось всё реже. И, наконец, в районе Мидельта цвет земли сменился с белого на красноватый, потихоньку стали исчезать и деревья, местность стала приобретать пустынный вид, но это совершенно не означало, что не было ничего интересного. Наоборот, тут и там возникали города и необычные пейзажи, будто декорации к старинным фильмам. Недалеко от Мидельта дорога почти прямая и визуально как бы упирается в гору. Чем ближе мы приближались к горе, тем красивее открывался вид на город, построенный как будто на склоне горы. Его глиняные домики смотрятся, будто не жилища берберов, а дома сказочных персонажей.

Под вечер мы въезжаем в Мерзугу, ворота пустыни Ерг-Шеби. Горы остались позади, и за окном стали появляться песчаные барханы, а растения попадались всё реже и реже. Найти отель не составило труда, при въезде в городок нашу машину приметил местный мальчишка, который притащил нас в небольшой частный отель с очень гостеприимным хозяином, который сразу накормил нас и предложил программу на следующий день. Так как это была уже настоящая пустыня, по которой к тому же проходил один из этапов ралли Париж-Дакар, то и дороги там были соответствующие, точнее, они полностью отсутствовали. Решено было сменить коня, наш «Меган» остался в отеле, а мы пересели сперва на верблюдов, а затем на «Лэнд-Крузер».

Пустыни всегда манят людей своей какой-то притягательностью и необузданностью, а к людям, живущим там, проникаешься уважением. Нам, городским жителям, не понять, как можно жить практически в экстремальных условиях — и при этом безгранично любить свой край. Пробыв в пустыне два неполных дня, мы с огромным возом впечатлений двинулись дальше. Наш путь лежал в город Варзазат (Урзазат), известный всему миру крупнейшей киностудией, где снимались такие великие фильмы, как «Гладиатор», «Клеопатра», «Александр», и чуть менее великие, такие как «Астерикс и Обеликс». Ещё в этом городе находится одна из красивейших цитаделей Марокко — касба Таурирт, а всего в 30 километрах к северо-востоку — город-крепость (ксар) Айт-Бен-Хадду.

Наш путь пролегал через ущелья Тодра и Дадес. Наслышанные об их красоте, мы решили сделать промежуточную остановку. Увиденное произвело на нас — весьма искушённых путешественников — огромное впечатление. Скалы с обеих сторон поднимаются на высоту до 600 метров и местами сужаются до 10 метров. Мы также встретили много интересных и добродушных людей. Особо запомнился хозяин нашего отеля, который не поленился, встал рано утром и устроил нам обзорную экскурсию по окрестностям, причём абсолютно бесплатно. И дело даже не в этом; надо было видеть, с каким вдохновением и с какой гордостью он рассказывал нам о своём городе — так не расскажет ни один экскурсовод. Он гордится тем, что является настоящим бербером (коренным жителем Марокко), и очень обижается, если его назвать арабом.

Снова неполных два дня, и опять дорога. Вот мы и в Варзазате. В этом городе мы прощаемся с нашими друзьями, которые всё это время были с нами и познавали красоты Марокко. Осмотрев Варзазат и окрестности, порядком устав от пустыни, мы решаем двинуть в сторону океана. Какое же это было счастье — примерно через 700 км увидеть всё великолепие и мощь январской Атлантики. Но самое главное, что грело душу — это возможность, наконец, искупаться.

Для желающих искупаться в декабре-январе — температура воды 17-18°С, даже летом, когда столбик термометра зашкаливает за 40, температура воды на атлантическом побережье страны редко превышает 22-24°С. На побережье нам удалось посетить такие города, как Сиди-Ифни, мекку для любителей сёрфинга и колоний хиппи, праздно тусующихся и беззаботно живущих прямо на пляжах, и Тарфая — город, в котором некогда жил и работал Антуан Жан-Батист Мари-Роже де Сент-Экзюпери; ему даже поставили там памятник — макет маленького самолёта, на котором работал писатель. Так же на пустынных берегах Тарфая можно увидеть севшие на мель корабли, которые, как огромные туши китов, разлагаются у самого берега, превращаясь в прах.

Чем ниже мы опускались на юг, тем меньше становилось народу, города превращались в посёлки, жители которых в основном занимаются рыболовством. Пляжи были совершенно безлюдны. Местами дорога проходила в 20 метрах от края берега, резко обрывавшегося вниз на 50 метров, а то и больше. Иногда останавливаясь в таких местах, мы подходили к краю обрыва, и одновременно с каждой приливной волной на нас накатывала волна адреналина. Это непередаваемое ощущение. Ты один, вокруг никого, стоишь на краю обрыва, слышишь гул волн; ты чувствуешь дрожь земли, когда волны разбиваются о скалы, и тогда ты понимаешь, насколько хрупок человек в этом фантастическом мире природы.

И вот она, финальная точка нашего путешествия, Эль-Аюн, небольшой город в Западной Сахаре. Что обычно делает человек, доехав до финиша? Радуется, фотографируется, исполняет глупые танцы — да всё, что угодно. Мы же просто отобедали в местном ресторане и со спокойной душой отправились в обратный путь. На этот раз всё шло наоборот: мелкие города превращались в крупные, унылый пейзаж Западной Сахары становился всё зеленей и зеленей. Мы мчались вперёд, проезжая там, где уже побывали. В нашем путешествии мы постарались внять совету местных старожилов и исключить из поездки города Агадир и Марракеш — по их словам, это не настоящее Марокко, побывав там, не увидишь и не почувствуешь даже десяти процентов того, что ждёт тебя недалеко от туристических троп.

Но всё-таки один город мы не смогли пропустить, город вечных ветров, большой рыболовный порт с вкуснейшими и недорогими морепродуктами. Город Эс-Сувейра, столь любимый кайтсерферами, музыкантами (именно здесь с 1998 года проходит Всемирный фестиваль музыки Гнауа), да и простыми туристами, которые приезжают полюбоваться хорошо сохранившимся португальским портом или старинной мединой, входящей в список Всемирного наследия Юнеско. А длинный пляж, простирающийся на многие километры, манит влюблённых романтиков, беззаботно катающихся на лошадях.

Покинув Эс-Сувейру, мы завершаем наше путешествие по Марокко. Конечно, по дороге до Касабланки будет ещё много интересного, но это я уже оставляю вам, пусть для вас это станет приятным сюрпризом — когда вы покинете родные края, вот так вот просто сядете в машину или воспользуетесь общественным транспортом и откроете для себя своё Марокко. И если вы не любитель пятизвёздочных отелей (а они в Марокко есть), если вы не из тех, кто весь отпуск проводит, занимая в 5 утра лежак на пляже, то тогда, надеюсь, оно вам понравится.

Готовим со вкусом - Tasty-Food.info