Венеция для начинающих | Фотошкола ZOOM

Венеция для начинающих

Евгений Мусияченко / 30.03.2010visibility12

Ну сколько можно сидеть в этом кафе на узенькой улочке, расположенной так далеко от жемчужины Венеции, от самого притягательного для туристов места — площади Сан-Марко? Что я здесь делаю уже более часа? Пью третью чашечку кофе, и четвёртая в меня уже явно не влезет. Кто только не писал о Венеции. Да и что нового можно о ней сказать? Но я попробую рассказать об этом городе с точки зрения фотографа.

Прекрасных фотографий венецианских дворцов, каналов, мостов, гондольеров и голубей на фоне площади Сан-Марко тысячи и тысячи. Недавно мне попал в руки фотоальбом одного немецкого фотографа. Он прожил в Венеции шесть лет, и в его альбоме Венеция представлена во всех видах, в любой сезон и в любую погоду. Венеция летом, осенью, зимой, весной, в наводнение, в туман, дождь и даже в снег (что для Венеции большая редкость). И, разумеется, сказочный венецианский карнавал. Чтобы получить похожие фотографии, надо прожить в этом городе длительное время. Не неделю, не месяц, а годы. Так что же нового можно увидеть и снять в Венеции за одну неделю?

Внешний вид Венеции и самые значимые архитектурные сооружения дошли до нас практически неизменными с XV века. То, что мы видим в Венеции сегодня, люди видели и 500 лет назад и, я надеюсь, будут видеть и через 500 лет после нас. Дворцы, соборы, улицы и набережные каналов стояли, стоят и будут стоять, восхищая своей красотой и уникальностью миллионы людей, приезжающих каждый год со всего мира в Венецию. И у каждого туриста в руках фотокамера. У кого-то это простенькая «мыльница», у кого- то навороченная цифровая зеркалка профессионального уровня. И вся эта армия фотолюбителей снимает дворцы, соборы, мосты и каналы, стараясь, чтобы в кадр не попадали «лишние» люди.

И через 100 лет фотолюбители будут снимать то же самое, только более современной фотоаппаратурой, позволяющей получать более качественные фотографии. Но есть единственная уникальная для каждого века и десятилетия часть Венеции — это люди. Люди, живущие в Венеции, люди, приезжающие на работу из пригородов, и миллионы туристов из разных стран, приезжающие восхититься этим городом. Сами итальянцы, французы, англичане, японцы, китайцы, русские и многие другие. В каком ещё городе мира количество постоянных жителей в сотни раз меньше количества праздно или не очень праздно гуляющих приезжих? Люди, их внешний вид, образ жизни, отображающийся в их лицах и жестах, их взаимоотношения, любовь, радость общения, тоска, или спокойное умиротворение одиночества — это единственная, постоянно меняющаяся часть Венеции.

Так что же я делаю в этом уличном кафе на «окраине» Венеции? Сидя за столиком, я снимаю местных жителей и редких туристов, забредших сюда случайно. Парадная, туристическая Венеция заканчивается в ближайших боковых улочках, идущих паутиной от центра, Гранд Канала и площади Сан-Марко. И начинается настоящая, «живая» Венеция. С узкими улочками-щелями, с граффити и предвыборными агитками на стенах. Венецианские бабушки и дедушки с пакетами и сумками, степенно идущие домой из соседнего продуктового магазинчика. Молодые мамы с колясками и дети, играющие в футбол на небольших площадях, называющихся «корте», «кампо» или «кампьелло».

Вообще-то от венецианской топонимики с непривычки голова идет кругом. Так, «кампо» — это небольшая площадь возле церкви, ранее использовавшаяся для выращивания овощей, или как пастбище для скота. «Кампьелло» — площадь, к которой сходятся «калле» — маленькие улочки. «Корте» — своеобразная площадь-тупик, со всех сторон окруженная домами и с одним входом- выходом. Немногочисленные основные дороги называются «руе», а первые мощённые булыжником улицы — «салидзаде». «Фондаменто» — улицы, идущие вдоль каналов, а улицы, вдоль которых располагались лавки торговцев, называются «марчерие».

Что вам гарантированно не поможет разобраться в хитросплетении этих узких улочек, так это карты. На всех продающихся в Венеции, картах указаны только главные улицы и площади. Название той самой улицы, на которой вы стоите, вернее всего, вы не найдёте. Единственный совет заблудившимся — расслабиться и получать удовольствие, спокойно продолжая свой путь. Венеция — остров. Рано, или поздно, вы попадёте в скопление туристов на главной улице и определите, где вы находитесь. И вот на всех этих бесчисленных «калле», «кампо», «кампьелло» и проходит жизнь венецианцев.

Сидя за столиком в кафе, я снимал группу солидно одетых пожилых итальянцев. О том, как со вкусом одевается большинство итальянцев, можно писать отдельный трактат. Эта компания, красноречиво жестикулируя, что-то громко обсуждала, иногда прерывая свой спор, чтобы поздороваться с проходящими мимо дамами или приятелями. О чём они спорили, что обсуждали — это останется тайной (итальянского я не знаю). Может быть, футбольный матч, а может последние городские новости и погоду. Но магия фотографии заключается в том, что слов не нужно — красноречивые жесты, выражения лиц, зафиксированные фотокамерой, говорят сами за себя.

Покинув площадь с эмоциональными пенсионерами, я поворачиваю на узенькую улочку, которая приводит меня к мостику через канал. На мосту, облокотившись о парапет, целуется молодая пара, явно укрывшаяся от суеты главных улиц. Такого количества целующихся я не встречал ни в одном другом городе. На улицах, набережных, мостах и площадях, в кафе и ресторанах, на водных трамвайчиках «ваппарето» и на бархатных подушках гондол, утром, днём и вечером, всегда и везде.

Наверно, сказывается многовековой романтический ореол Венеции. Города любовных похождений Казановы, благородных кавалеров при шпагах, в широких шляпах и длинных плащах, готовых постоять за честь прекрасных дам в шикарных платьях, с масками на лицах, позволяющих сохранить инкогнито все тайные страсти. Воистину, Венеция — город влюблённых. Молодые и не очень, а подчас и совсем пожилые пары испытывают в этом городе прилив нежности и ренессанс возможно угасших романтических чувств.

Так как в Венеции фотографируют все, на человека с фотокамерой внимание никто не обращает. Можно подходить вплотную к любому (будь то местный житель или турист) и фотографировать. Кто поймёт, что вы снимаете именно его, а не венецианские виды. В этой ситуации спасает широкоугольный объектив. Человек рядом с вами даже не подозревает что он в кадре. Объектив-то направлен не на него, а куда-то в сторону. Ошибка большинства начинающих фотолюбителей — съёмка людей на улице (жанровая, «стрит»-фотография) длиннофокусным объективом. Человек, конечно, получается резким, но весь передний и задний план — размытыми. В результате полностью отсутствует «привязка» к месту. Ну что на фотографии подскажет зрителю, что эта влюбленная пара целуется на набережной именно в Венеции, а не в каком-то другом городе? При съёмке широкоугольным объективом и целующаяся пара, и канал с гондолами, и характерный контур города получатся одинаково отчетливыми. Зритель получает представление о месте, где происходит событие. На фотографии будет передано не только настроение, состояние людей, но и атмосфера конкретного места.

Разумеется, фотографируя в Венеции, нельзя обходить стороной площадь Сан-Марко, Гранд Канал, мост Риальто и множество других культовых, заполненных толпами туристов мест. Но ожидать, что полученные в этих местах фотографии будут уникальны и интересны, зрителю не стоит. Эти красивые виды снимают все приехавшие в Венецию фотолюбители и профессионалы — купите набор открыток, и вы поймёте, о чём я говорю. С позиции творческого фотографа гораздо интереснее побродить по улочкам района Кастелло. Дойти по набережной от площади Сан-Марко до удивительного парка Биеннале с выставочными павильонами (некоторые из них построены ещё в начале ХХ века). В вечернее время пройтись с фотокамерой по улицам и площадям района Дорсудо.

Расположенные здесь учебные институты и университеты накладывают свой неповторимый отпечаток на вечернюю жизнь района. Многочисленные студенты прогуливаются весёлыми шумными компаниями по улицам, сидят в кафе и на скамейках площадей. Ночная жизнь не затихает в Дорсудо до 2-3 ночи. Отдельная тема — острова венецианской лагуны. Наиболее интересны, с точки зрения фотографа, два — Мурано и Бурано. В конце XIII века все стекольные фабрики Венеции (во избежание частых пожаров) были переведены на остров Мурано. На острове можно не только восхититься произведениями мастеров-стеклодувов, представленных в многочисленных магазинчиках и выставочных салонах, но и понаблюдать за их работой на стекольных фабриках, разумеется не забыв поснимать это незабываемое зрелище.

Фотографии разноцветных домов острова Бурано, наверно, видели многие из вас. Более жизнерадостного и позитивного города-острова представить себе трудно. Все дома покрашены в разные цвета и оттенки. Двух одинаково окрашенных соседних домов вы не найдёте. Невероятные сочетание и комбинации цвета заставят вас провести на острове целый день. Этот полный день и надо запланировать на посещение Мурано и Бурано. От площади Сан-Марко до Мурано ваппарето идёт минут 15, а с Мурано до острова Бурано вы доберётесь за полчаса. Водные трамвайчики ходят на Бурано достаточно редко, поэтому заранее посмотрите расписание. В заключение хочется сказать, что в Венеции каждый фотолюбитель найдет для себя много нового и необычного. В Венецию можно возвращаться много раз, открывая все новые грани этого удивительного и не похожего на другие города.

Самое лучшее время для фотопутешествия — поздняя осень, зима и весна. В туристический сезон (летом) достаточно жарко и возникают проблемы с перемещением по городу — очереди на ваппарето, толпы на улицах, очереди в рестораны и кафе. Добраться до Венеции из Москвы проще всего на самолёте прямым рейсом до аэропорта Марко Поло, расположенного в получасе езды на автобусе от площади Рима. На этой площади заканчиваются маршруты всего колёсного транспорта. Далее передвижение по каналам города на ваппарето (недельный абонемент стоит около 50 евро) и, разумеется, пешком.

В осенне-зимне-весенний период многочисленные гостиницы Венеции стоят полупустыми. Стоимость номера в гостинице *** в центральной части города — 80-120 евро (разумеется, вне сезона и не во время знаменитого венецианского карнавала, проходящего в начале февраля). Еда в ресторанах и напитки в кафе — среднеевропейская цена, увеличенная в два-три раза. Ну и последнее — не забывайте каждый день заряжать аккумуляторы своей фотокамеры (в гостиницу вы вернее всего будете возвращаться только поздно вечером, уходя рано утром). И удачных вам кадров!

Готовим со вкусом - Tasty-Food.info