Рагураджпур — индийская деревня художников | Фотошкола ZOOM

Рагураджпур — индийская деревня художников

Максим Томилин / 25.05.2010visibility20

Штат Орисса расположен на восточном побережье Индии, омываемом Бенгальским заливом. Он привлекает туристов многочисленными индуистскими храмами в Бхубанешваре и Пури, а также великолепным храмом Солнца в Конарке. В этом сельском районе в небольших деревнях, утопающих в тени кокосовых пальм, возделывают рис и овощи, пользуясь извечными методами обработки земли: быки, тянущие соху или борону, за которыми идет крестьянин. Рис здесь провеивают вручную, как это делали прадеды, и, как в старину, поклоняются индуистским богам.

Если отклониться от излюбленных туристических маршрутов, то можно посетить одну из местных достопримечательностей — деревню Рагураджпур, где каждый житель является художником. Она расположена на южном берегу реки Бхаргави примерно в 12 км от Пури. Как и соседние деревни, она окружена зарослями манговых и банановых деревьев, кокосовых пальм, рисовыми полями, кустарниками бетеля и другими тропическими растениями. Но посетителей сюда привлекают не идиллические пейзажи индийской деревни, а интерес к художественному наследию и народным промыслам, которыми славятся местные жители.

В работах деревенских мастеров представлены собранные в одном месте богатые традиции кустарного искусства Ориссы. Что-то подобное можно встретить в Палехе или дагестанских аулах мастеров в Балхаре и Кубачи, только темы и традиции здесь иные. Здешние художники наносят изображения на пальмовые листья, папье-маше, шёлк; гравируют по камню и дереву. Наверное, нигде в Индии не найти другого такого места, которое бы славилось столь развитыми и разнообразными кустарными промыслами.

Сама деревня представляет собой два ряда невысоких построек, обращённых фасадами друг к другу, и протянувшихся с запада на восток. Посредине между ними расположено несколько небольших храмов, посвященных Бхуасуни, богине деревни, Лакшми и другим богам, а также место проведения собраний. Рагураджпур насчитывает более 120 домов, где проживает около 380 мастеров, большая часть которых — мужчины (примерно 210 человек). Каждый дом — это и мастерская, и небольшой музей. Фасады домов, двери и балконы красочно расписаны деревенскими мастерами на темы из Рамаяны, Махабхараты и местных сюжетов.

Росписи, выполненные мастерами деревни, встречались нам и в Бхубанешваре, и в Пури, и всегда были узнаваемы благодаря своей неповторимости. Многие из мастеров награждены национальными дипломами за художественные произведения. Каждая семья специализируется в изготовлении только своего вида изделий. Наиболее красочно выглядят живописные произведения на эпические темы, выполненные на специально изготовленной бумаге. В семьях хранятся работы, выполненные дедами и даже прадедами нынешних мастеров. Это естественно, поскольку основателями деревни были художники, поселившиеся здесь в период сооружения в Пури храма Шри Даганат ещё в XII веке.

Росписи на тонком прозрачном шёлке словно сохраняют традиции древних наскальных рисунков, народных сказаний и при желании могут быть использованы как декоративные элементы при освещении на просвет. Полёт фантазии местных художников безграничен. Их излюбленные темы — слоны, птицы, фантастические животные и сцены из сельской жизни. В них есть место и доброй улыбке и красочной гармонии, которую любят дети и которая подкупает взрослых. Не случайно слава мастеров перешагнула границы штата Орисса.

Несмотря на известность, жизнь мастеров мало обеспечена. Хорошо, если в день эту отдалённую деревню посетит дюжина туристов, и далеко не все из них захотят сделать приобретения, несмотря на относительно низкие цены. Люди в деревне гостеприимны и приветливы, а лица открыты и привлекательны.

К особой продукции надо отнести игрушки. Это и маски из папье-маше сказочных героев, и фигурки смешных человечков, и фантастические животные, расписанные сочными красками. Вспоминая о посещении деревни Рагураджпур, хочется упомянуть о небольшом эпизоде, оставившем яркий след в памяти. На крыльце одного из домов мы увидели плетёную клетку и находящегося в ней небольшого пушистого зверька с острыми бусинками глаз. В ответ на наши вопросы хозяйка открыла клетку и взяла на руки удивительно юркое создание, посаженное на цепь. Этим существом оказался мангуст — борец со змеями, с детства известный нам по сказкам Редьярда Киплинга как Рикки-Тикки-Тави. Зверёк отличался такой подвижностью и реакцией, что его было очень трудно сфотографировать — он мгновенно реагировал на работу механизмов зеркальной камеры. «Побеждал ли он змей?», — поинтересовались мы у хозяйки. «А зачем же ещё его держать», — был лаконичный ответ.

Одним из самых распространённых образов в Ориссе является изображение глубоко почитаемого индуистского бога Джаганата, творца Вселенной. Обычно его изображают вместе со старшим братом Балабхадрой и сестрой Сабхадрой. Это самые популярные образы в штате, а их изображения являются наиболее специфическими сувенирами, которые не найти в других штатах. Их красочные изображения можно встретить и на фасадах деревни художников. И это не случайно. Один из самых крупных ежегодных праздников в Индии проходит в Пури в июне или июле и отмечается как фестиваль колесниц. Он посвящён истории легендарного путешествия Кришны из Гокула в Матуру. Почти трёхметровые фигуры Джаганата, Балабхадры и Сабхадры выносят из храма и устанавливают на огромные колесницы. В них впрягаются более 4000 служителей храма, которые по широкому проспекту катят три колесницы до соседнего храма Гундича, расположенного на расстоянии трёх километров.

Главная карета Джаганата имеет высоту 14 м, стороны по 10 м, и оснащена 16 колёсами более двух метров диаметром. Именно эти огромные колесницы символизируют рождение Вселенной, и на протяжении многих столетий фанатики бросались под их колёса, чтобы достойно умереть во имя своего создателя. Сотни тысяч пилигримов со всей Индии собираются здесь на этот грандиозный праздник. Перемещение колесниц требует неимоверных усилий, но движущуюся колесницу почти невозможно остановить. В течение недели фигуры богов находятся в храме Гундича, называемом Садовый Дом, а потом тем же способом возвращаются на своё постоянное место.

После завершения фестиваля колесницы разбирают на фрагменты в качестве религиозных реликвий, и каждый год строят новые колесницы. С интервалом 8, 11 или 19 лет или в комбинации из этих дат, следуя различным астрологическим условиям, фигуры богов также обновляются. Праздничное оформление и украшение карет и фигур богов происходит при непременном участии художников из деревни Рагураджпур. Художественные традиции мастеров заботливо сохраняются и опекаются государством. Наиболее опытные мастера передают свои навыки детям. Их обучение живописи начинается с трёхлетнего возраста.

Деревня Рагураджпур известна в окрестности не только своими художественными промыслами, но и яркими национальными танцами и акробатическими выступлениями. Посещение этой небольшое деревни лишний раз напомнило, какое удивительное и разнообразное культурное наследие хранит в себе непостижимая Индия.

Готовим со вкусом - Tasty-Food.info