Ритмы Сенегала | Фотошкола ZOOM

Ритмы Сенегала

Максим Томилин / 01.08.2010visibility5

Сенегал — бывшая колония франции, расположен на западной оконечности африканского континента, вдающейся в Атлантический океан. Устойчивый тёплый климат, красоты природы, колоритное местное население, сохранившее историческое наследие многих этнических групп, привлекают сюда убегающих от зимы посетителей из Европы. Здесь находится мыс Альмади — самая западная точка африканского континента.

Океан — пульс Сенегала. Каждые 15 секунд валы Атлантики обрушиваются на его 400-километровый берег мелкого и чистого песка. Раздолье океана не всегда было безоблачным. Страна помнит времена колонизации, когда из всей Африки было вывезено около 20 миллионов рабов. Работорговцы выбирали из них самых крепких и выносливых. Это была гигантская акция по кровосмешению, которая многим странам привнесла дух креативности, богатство традиций и культуры.

На официальном открытии нашей научной конференции организаторы напомнили, что человечество произошло из Африки, и поздравили участников с возвращением на историческую родину. Они не забыли напомнить, что один из самых популярных политиков — президент США Обама — имеет африканские корни, а в шутку добавили, что известный африканский поэт Александр Пушкин, писавший на русском языке, имел предков из близлежащих земель.

Столица Сенегала — Дакар — сегодня насчитывает около 4 млн. жителей. Ритм нового дня задают муэдзины. В 5 утра раздаётся их гортанная перекличка, призывающая верующих к утренней молитве. Ислам пришел сюда из Северной Африки и вместе с колониальным влиянием Франции создал неповторимый культурный сплав, сохранивший корни древнего уклада. Архитектура непривычна для нашего глаза. Улицы столицы представляют собой бесконечный прилавок, за которым, кажется, все что-то продают, но никто ничего не покупает. К приезжим продавцы подходят со стандартным предложением: «Вот моя лавка, зайдите, чтобы только посмотреть товар. Я запрошу хорошую цену». При покупке надо обязательно торговаться, сбивая цену в 5-10 раз.

Белый здесь воспринимается как толстый кошелёк, который надо сделать тоньше. Рынки просто бушуют яркими тканями с ритмичными росписями, нарядным и неповторимым сочетанием красок. Под стать им разукрашены местные автобусы. Душа африканца не может не клокотать красочным фейверком. В каждой лавке слышен ритмичный звук — это стучат швейные машинки. В полумраке, не спасающем от жары, шьют одежду мужчины. Женщины считаются в Сенегале самыми красивыми в Африке. Звучащей душой сенегальцев являются тамтамы, от небольшого размера, до гигантских, принадлежащих всей деревне, звуки которых разносятся на десятки километров. Они дошли до нас из глубокой древности и имеют разные тона.

Нам посчастливилось попасть на выступление национального ансамбля, в составе которого было шесть тамтамов. Музыкальное вступление началось спокойно, умиротворённо, но понемногу звук нарастал, ритм становился чаще, в звуковой фон словно врезались музыкальные вставки. И когда барабанный бой достиг апогея, раздались гортанные возгласы, и на сцену ворвалось несколько атлетически сложенных юношей. ритм их телодвижений слился со звуками тамтамов. Это был жизнерадостный танец, сочетавший сольные номера с кипящим водоворотом шоколадного хоровода. В круг танцоров включилось несколько девушек, и танец достиг неистовства.

Хотя это казалось уже невозможным, но ритм продолжал нарастать. Танцоры демонстрировали акробатические номера, очищали тело зажжённым огнем и глотали пламя. Их лиловые тела, украшенные красными одеждами, покрылись потом, тамтамы не смолкали, зрители сидели, словно завороженные, и вдруг все танцоры замерли, образовали затейливую пирамиду, повисшую на стройной фигуре самого рослого юноши. Это был танец готовых к замужеству девушек и боевая пляска воинов. Огонь этого танца был принесён из глубины веков, когда представление носило ритуальный характер и исполнялось в традиционных масках на деревенских праздниках.

В художественном музее Дакара развернута уникальная экспозиция, воспроизводящая танцы, и богатейшая коллекция африканских масок. Основными сюжетами, нашедшими отражение в этих масках, являются образы создателей мира, представленные супружеской парой, и тотемные фигуры, защищающие людей от злых сил, и лики животных. В экспозиции представлены маски разных народов со всего африканского континента, однако информация об экспонатах минимальна, нет буклетов, экскурсии не проводятся. Заметное место среди экспонатов занимают тамтамы, резные столы и стулья, покрытые резьбой двери. И танцы, и маски, и ритмы нашли отражение в творчестве Леопольда Седара Сенгора — первого президента Сенегала и известного поэта, который писал в стихотворении «К маскам»:

Маски, о маски.
Чёрные, красные, бело-чёрные маски,
Четыре точки лица, откуда доносите мне дуновение Духа.
Маски, в молчанье приветствую Вас,
И не последним тебя, мой предок с обличием Льва.
Вы охраняете это священное место от бренного женского смеха,
От гаснущих быстро улыбок.
В этом чистом воздухе вечности я вдыхаю дыханье отцов.
Маски с лицом обожжённым, с которого спали морщины,
Это вами, в подобие ваше, создан мой облик,
Склонившийся перед алтарём белой бумаги, к вам я взываю.
Ныне, когда уходит навек
Африка древних Империй, — Царица в агонии жалкой,
Когда погибает Европа — а мы связаны с ней пуповиной,
Опустите взгляд неподвижный на ваших детей,
Подвластных жестоким приказам,
На ваших детей, отдающих жизни свои,
Как нищий — последнее рубище.
Пусть мы ответим: «Здесь» — когда нас призовёт возрождение мира.
Пусть мы станем дрожжами — без них не взойти белому тесту,
Ибо кто внесёт оживляющий ритм
В этот мертвенный мир машин и орудий,
Кто издаст ликующий возглас,
Пробуждая сирот погибших, к новой заре,
И вернёт память о жизни тем,
В ком штыками пронзили надежды?
Нас называют они людьми хлопка, масла и кофе.
Нас называют они людьми безропотной смерти.
Мы же — люди радостной пляски,
Чьи ноги обретают мощь, ударяя о твёрдую землю.

(Из книги «Песни в сумраке», 1945 г., перевод Е. Гальпериной)


В Дакаре много мастерских, где из обрубков деревьев, валяющихся в пыли, рождаются замечательные скульптурные миниатюры и маски. В одной из них хозяин в синем халате с огромным терпением рассказывал нам о сортах чёрного и коричневого дерева, из которых создаётся его продукция, и о древних традициях, которым он следует при её изготовлении.

В Дакаре разбросано много антикварных лавочек, где представлено огромное количество древней скульптуры и множество старинных масок. Мы не могли не заметить, что коллекции этих лавочек намного богаче собрания художественного музея. Это понятно: люди, привозящие свои изделия из глубинки, больше заинтересованы заработать на продаже своих сокровищ, нежели бескорыстно жертвовать их музею. Один из владельцев такой лавки, являющийся председателем местной антикварной ассоциации, показал металлическую скульптуру из Бенина, обладателем которой мечтал бы стать не один музей Европы. Антикварные маски, даже пострадавшие от времени, стоят в десятки раз больше современных образцов, но не исключено, что опытные мастера умеют придавать антикварный вид и современным изделиям.

Частыми сюжетами миниатюрной африканской скульптуры являются изображения музыкантов. Мастера поражают своей выдумкой, композицией, выбором самых различных сюжетов и материалов. многие работы отражают особенности африканской этнографии, например, скульптурный портрет девушки. Традициями африканской культуры пронизаны современные скульптура и архитектура страны. Интерьеры самых фешенебельных отелей украшены замечательными образцами скульптуры, а величественный памятник миллениума олицетворяет светлое окно в будущее, куда вступает полный надежд и высоких устремлений народ Сенегала.

Готовим со вкусом - Tasty-Food.info