Рига хороша при любой погоде! | Фотошкола ZOOM

Рига хороша при любой погоде!

Юрий Дядюченко / 05.09.2010visibility14

Рига... такой хорошо знакомый и когда-то близкий город. Можно было выйти из своей ленинградской квартиры, сесть в тогда ещё новый «Запорожец» — и через несколько часов оказаться в Риге. Теперь с дорогой стало немного сложнее — границы, таможни, но Рига, с годами прибавив к своему солидному возрасту пару-тройку десятков лет, стала только моложе и краше. Это теперь Большая Европа. Народ Латвии выбрал свой путь и обустраивает свою столицу.

В последние годы благодаря фотофестивалям «Янтарный бриз», которые организуют неутомимые дамы рижской арт-студии «Anna-Maria Art», мне удалось несколько раз снова побывать в Риге. Город меняется и хорошеет. Из недавнего прошлого можно отметить, пожалуй, нищих у вокзала, поющих по-русски блатные песни. Что же касается настоящих песен, огромное впечатление производит традиционный Балтийский праздник песни и танца, проводящийся раз в пять лет. Это не просто фестиваль — празднику более 135 лет, и он собирает в Ригу сотни тысяч гостей, подготовка к нему ведётся по всей стране. В 2003 году традиция Балтийского праздника песен и танцев в Латвии, Литве и Эстонии была включена ЮНЕСКО в список шедевров нематериального и устного наследия человечества.

Можно по-разному относиться к колоннам весёлых, одетых в национальные костюмы людей, съехавшихся в столицу со всех концов Латвии, но это явно не похоже на первомайскую демонстрацию. и ещё одна местная особенность — во главе каждой колонны города или волости идёт глава этого административного образования. Идёт, заметьте, без всякой охраны и на собственных ногах, в крайнем случае, едет на какой-нибудь пролётке, запряжённой парой лошадей, которыми сам же и правит. Вещь почти невероятная для российской действительности. В празднике принимает участие даже памятник художнику Карлису Падегсу.

Что снимать в Риге — вопрос личного пристрастия фотографа к тому или иному фотографическому жанру. Можно пойти по древней Риге, а можно выхаживать по городу целые дни, выискивая уникальные архитектурные детали, занимаясь своего рода архитектурной макросъёмкой. Особенно Рига порадует ценителей югендстиля. Кстати, автором большинства самых красивых зданий в Риге (по некоторым данным — до 53!) был Михаил Эйзенштейн, отец кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. Но можно двинуть и «по верхам», снимая панорамы.

Прежде всего, приезжему бросится в глаза «сталинская высотка» — наследие прошлых времён: здание, построенное, как Дворец науки, а в народе называемое «домом колхозника». За небольшую плату можно на лифте подняться на самый верх и посмотреть на весь город. Но для съёмки точка не очень хороша. Лучше снимать панорамы с колокольни церкви святого Петра, находящейся в Старой Риге. На узких улочках старого города и во дворах без широкоугольника, а иногда и без панорамной съёмки не обойтись: чтобы из двора Конвента была видна ещё и церковь Св. Иоанна, пришлось сделать три кадра объективом «рыбий глаз» — панорама!

Интересно наблюдать, как почти на каждой встрече латвийских и литовских фотографов нет-нет да зайдёт разговор, чья фотографическая школа «первее» в мировой фотографии. Не буду судить об этом. Как бы то ни было, Рига, хотя и не все это знают, навеки вписана в историю развития мировой фототехники — именно здесь в 1936 г. Вальтер Запп создал самую маленькую в мире плёночную фотокамеру, легендарный Minox, который серийно производился на заводе VEF с 1937 по 1943 г. Это, конечно, была камера не для художественной фотосъёмки и даже не «мыльница» для «фоток» — это была серьёзная система, которую очень уважали спецслужбы всего мира. В Рижском музее фотографии эту камеру можно увидеть. А мне хочется ещё раз вспомнить прошлое, 1959 год — мой первый отпуск, первую поездку в Латвию и Эстонию, летний дождь в Риге. Но — Рига хороша при любой погоде!

Готовим со вкусом - Tasty-Food.info