Передо мной лежит старая чёрно-белая фотография: уходящая дорога в окружении пальм. Подпись: Гагры — 1934 год. В то время Гагры, Пицунда, Сухуми были ближе и притягательнее советскому человеку, чем чуждые и далёкие Хургада и Шарм-эль Шейх. Гагры — тёплый «пальмовый» город Черноморья и один из живописных курортов во всей Абхазии, расположенный на узкой прибрежной полосе шириной не более 2-3 км, был поистине райским уголком, представляющим собой сплошной субтропический парк с фонтанами, прудами, и ухоженными аллеями вечнозеленых растений.
Живописный уголок древней Колхиды, а ныне Гагры, входил в VI веке в Понтийское царство. В конце Х века ладьи князя мстислава Удалого прибыли в Гагрскую бухту, тем самым устанавливая тесную связь между Абхазией и Киевской русью. Именно Гагра становится одним из мест, откуда в западные районы Абхазии начинает распространяться христианство. На месте абхазского языческого капища строится христианский храм, который и до сих пор стоит в старой крепости.
В начале XII века в Абхазии появились генуэзцы и венецианцы, промышлявшие морским разбоем, похищением рабов и колониальной торговлей. Кстати, название «Гагра» встречается на карте, составленной итальянцем Пьетро висконти в 1308 году и хранящейся ныне в библиотеке св. Марка в Венеции. В XVIII веке Гагра приходит в упадок, цветущие сады превращаются в заросли, а гавань становится пристанищем пиратских шхун. Непроходимые болота, лихорадка и лихоимцы приносили городу дурную славу, но, несмотря на это, манифестом Александра I, по договоренности с турецким князем в 1810 году, Абхазия входит в состав российской империи.
Русские солдаты были вынуждены сидеть в крепости, практически не покидая её. Они гибли от цинги, лихорадки и постоянных набегов горцев. Писатель-декабрист А. А. Бестужев- Марлинский так «с любовью» описывает Гагру в своих письмах: «... туда не залетает ветер; жар там от раскалённых скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона»...
Во время русско-турецкой войны всё побережье Абхазии было захвачено турками. Гагра была разорена, население в основном угнано в Турцию. Гагра пришла в упадок и в справочниках 80-х годов она значится как незначительное поселение. История развития города как курорта связана с именем принца Ольденбургского — родственника Николая II, побывавшего в Гагре в 1899 году. Именно он решил сделать из Гагры «роскошный курорт» и бросил на это «святое» дело все силы и средства. Не обошлось и без батюшки-царя: из российской казны принцу было отпущено три миллиона рублей и отведено более 14 тысяч десятин земли.
«12 октября 1901 года, — сообщает Георгий Москвич в путеводителе «Кавказ», — шестьсот рабочих рук принялись за возведение первых построек. «Великая стройка» началась с электрического освещения, водопровода, телеграфа и климатической станции, открытие которой состоялось 9 января 1903 года в ресторане «Гагрипш». Именно этот день и считается датой основания великосветского курорта. Через две недели на берегу вырос 15-комнатный дом для принца, изготовленный в Финляндии и доставленный в Гагру разобранным. Заложили приморский парк. Построили несколько вилл, дач, особняков, гостиниц. Открылось отделение Крымско-Кавказского горного клуба. До купальни прошёл трамвай. В конюшнях появились белые ослики, доставленные из Ирана, закрутилась рулетка в казино. На берегу моря был заложен парк, где посадили агавы, лимонные и апельсиновые деревья, кипарисы, розы и эвкалипты. Великосветские персоны, представители имущих классов и чиновники царского правительства считали своим долгом поставить «галочку» пребывания в Гагре. Широким массам вход сюда был заказан: только для персон «голубой крови».
В «Гагринской газете» появились фамилии первых отдыхающих богачей. «Больных, если они не имеют туго набитых карманов, сюда не пускают — писала газета «Искра» 15 августа 1903 года. Тайные советники и генералы будут тешиться в Гагре — этом отныне Эльдорадо всех денежных и чиновных отцов». Но, несмотря на постоянные финансовые «вливания» развитие курорта шло крайне медленно. Первоклассный, «не уступающий заграничным» курорт пустовал. Перед началом первой империалистической войны на курорте функционировало всего три гостиницы на 254 номера, водолечебница и больница на 60 коек.
В рекламных объявлениях тех лет значится: в наших комфортабельных номерах есть электрическое освещение, ванны, в каждом номере телефонный аппарат «Идеал». Цены от 75 коп. до 5 руб. в сутки. Дополнительной оплаты за бельё и освещение не взимается. Читальный зал. Получаются телеграммы С.-Петербургского Агентства. Русские, французские, немецкие и английские журналы и газеты. Библиотека. Музыкальные инструменты и лаборатория для любителей фотографии. Скидка: помесячно — 30%, на 15 дней — 10%, на неделю — 5%. Рекомендуется: для малокровных, слабогрудых, сердечных и нервнобольных, а также утомленных и выздоравливающих после тяжких болезней. Климат мягче, чем в Ницце.
Курортом общегосударственного значения и местом, «доступным миллионам трудящихся, раньше не знавших о её красотах и целебных свойствах», город стал сразу же после установления Советской власти в Абхазии (4 марта 1921 г.). Все частные дворцы, пансионаты, гостиницы были национализированы, но на их содержание у нового правительства денег категорически не хватало. Тогда Гагрский ревком обратился с просьбой о помощи к народному комиссару здравоохранения РСФСР с просьбой принять срочные меры к восстановлению погибающего на глазах курорта. Были выделены определённые средства, но эпидемиологическая волна малярии свела все меры по реанимации курорта на нет.
Эпидемия была так сильна и так быстро распространялась, что даже коренные жители старались покинуть эти места. Но благодаря энергии молодых и талантливых врачей-маляриологов в двадцатых годах на курорте Гагра болезнь была устранена, а оставшиеся курортные учреждения медленно, но верно восстановлены. В 30-е годы здесь открывается курортная поликлиника, водолечебница и, впервые в условиях Абхазии, организуется медицинский пляж. Постановление правительства «о развитии курортов Закавказской республики» дало мощный толчок для бурного строительства новых и благоустройства старых санаториев, домов отдыха и других курортных учреждений. В эти годы вошли в эксплуатацию дома отдыха Союза советских писателей, санаторий «Украина», имени Челюскинцев, «Маяк», Дом отдыха имени XVII партийного съезда и другие. Из москвы, Ленинграда и других городов Союза в Гагру хлынул поток отдыхающих, — и город зажил счастливой, неторопливой курортной жизнью.
Свои коррективы в эту спокойную жизнь внесла Великая Отечественная: лучшие здравницы Гагры были реорганизованы в госпитали для лечения воинов Советской Армии. По окончании войны на курорте Гагра вновь развернулась большая работа по строительству здравниц и благоустройству курорта. В 50-х годах в строй вошли новые санатории, курортная водолечебница, бальнеолечебница и многие другие объекты. В 1962 году в результате глубокого бурения (2100 м) на поверхность земли была выведена минеральная термальная вода, которая по химическому составу является сульфатно-кальциево-магниевой, что открыло новые возможности курорта. В течение года в Гаграх лечилось и отдыхало около 500 000 советских товарищей, большей частью из Москвы и Ленинграда. До 90-х годов Гагра и её окрестности были превращены, на зависть капиталистам, в цветущую здравницу.
То, что произошло с этим городом позже, после войны 1992 года, можно увидеть воочию. Время в Гаграх буквально остановилось. Стоит перейти границу, и вы попадаете в совершенно другой мир. В Сочи — шум, гам и суета строящегося города. Здесь же — просто оглушаешься тишиной. Морская вода по-прежнему кристально чистая и прозрачная, но вот курорта как такового уже давно нет. Ощущение, будто ты попал в законсервированное место, наступает после того, как прогуляешься по заброшенным набережным, оставленным домам с выбитыми стеклами, по вокзалам, где время на всех часах остановилось почему-то (мы сделали предположение, что от бомбёжки) без пяти восемь.
На сегодняшний день Гагра донесла до нас свой знаменитый парк, ресторан Гагрипш, который стал символом города, замок принца ольденбургского, колоннаду (съёмочная площадка фильма «Зимний вечер в Гаграх») и расположенный недалеко Зимний театр. Снимать здесь более чем интересно. Наверное, в ч/б актуальнее. Отсутствие людей напрягает фантазию на хороший хоррор. Вокруг постоянно возникают сюрпризы: вдруг в кадре возникает огромный лысый орёл, непонятно откуда здесь взявшийся. Оказывается, одинокий фотограф, увидев нас, вышел попытать счастья. Через минуту набежала свора незлобных собак, с явно проскальзывающей «родословной» и похожих друг на друга, как близнецы-братья.
Передвигаться местные водители настоятельно рекомендуют на их машинах и самим транспорт в аренду брать не советуют. Говорят, уж слишком лихие джигиты по дорогам носятся, и срочные «телеграммы» друг другу передают, — только и успевают с обочин собирать. Любят показывать на кладбище, — вот, мол, ещё вопрос, кого там больше: погибших в войне или разбившихся на дорогах. В старину здесь были популярны соревнования на лошадях, теперь же — на автомобилях: кто кого перегонит и подрежет. «Многие российские туристы, к сожалению, до сих пор с опаской относятся к такому туристическому направлению, как Абхазия, — говорит мне генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Елена Воеводина. — И совершенно, на мой взгляд, зря. Здесь просто удивительная природа, а какой воздух!» Пансионаты с удовольствием принимают наших туристов и стараются создать им максимально комфортные условия. Одними из самых традиционных и крупных пансионатов на сегодняшний день в Гагре являются «Литфонд» и «Самшитовая роща».
Литфонд, расположенный на въезде в курорт Пицунда, считается одним из самых комфортабельных пансионатов Абхазии и идеально подходит для отдыха с детьми. А отель «Самшитовая роща» находится среди вечнозелёной самшитовой рощи и субтропического парка на берегу моря, в семи километрах от центра Пицунды и в 40 — от российской границы. Очень необычен и интересен пансионат «Солнечный». Раньше, в 60-70-е годы в нём отдыхали дети работников ВЦИК, а теперь эти так называемые «бочки» пользуются особой популярностью у отдыхающих. По словам директора «Солнечного» Риммы Дмитриевны Ардзинба, после налетевшей стихии в 2007 году, когда зимой от снега попадали реликтовые деревья, им пришлось значительно переделать отель. Теперь на месте многих старых «бочек» выросли комфортабельные номера со всеми удобствами. В общем, уже немного забытый советский отдых (в хорошем смысле) пока ещё можно вспомнить и отфотографировать в Абхазии.